Музей истории

В начале 1990-х музей занял отведенные ему площади в здании центральной проходной Уралвагонзавода. Началась реализация научной концепции новой экспозиции музея истории, утвержденной методсоветом Музея истории г. Санкт-Петербурга. Оригинальный архитектурно-художественный проект экспозиции был создан в 1993 году дизайнером Ю.А. Сухановым. В зале шестиметровой высоты площадью 700 кв. метров был встроен сегментом второй этаж, покоящийся на стальных конструкциях, напоминающих архитектуру и интерьер заводских цехов. Весь строй экспозиции, организация ее художественного пространства подчеркивают, что речь идет о крупном предприятии с поточно-конвейерным принципом производства.
Шесть разделов экспозиции повествуют о создании на Уралвагонзаводе трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, ученых и специалистов высочайшей индустриальной культуры.

Первый раздел охватывает период проектирования, строительства и становления предприятия в 1926-1941 гг.

Он посвящен процессам создания и освоения передовых технологий, заимствования и адаптации зарубежного опыта, формирования трудового коллектива, закладки системы управления гигантским машиностроительным предприятием.

По проекту Уралвагонзавод должен был стать крупнейшим и самым передовым предприятием отечественного вагоностроения. На него возлагалась решающая роль в обновлении всего парка железнодорожного грузового подвижного состава страны. Впервые в отечественной практике здесь получили широкое применение новейшие для того времени достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся вагоны, литая тележка, безбандажные чугунные литые колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным, поточно-конвейерный метод производства. На заводе была создана мощная сталелитейная база, которая и в наши дни является крупнейшей в отечественном грузовом вагоностроении. В начале октября 1936 года был запущен главный вагоносборочный конвейер.

Головной в отрасли конструкторский отдел под руководством Д.Н. Лоренцо проделал в предвоенный период громадную работу по унификации узлов и деталей грузовых вагонов, созданию более технологичных конструкций, применению низколегированных сталей для силовых элементов вагонов.
Дмитрий Николаевич Лоренцо в 1930-1950-е годы создал школу грузового вагоностроения на Среднем Урале и оставил последующим поколениям конструкторов проекты и идеи, которые и в наши дни не просто актуальны - они открывают перспективу дальнейшего развития отечественного железнодорожного транспорта.

С 1935 по 1941 гг. Уралвагонзавод выпустил на магистрали 35,5 тысячи вагонов.

Среди раритетов, демонстрирующихся в этом разделе, коллекции приборов заводской лаборатории, фирменных знаков станкостроительных предприятий мира, чьим оборудованием комплектовался завод, офисная мебель, изготовленная в модельном цехе в конце 1930-х годов для кабинетов начальников цехов и главных специалистов, альбомы чертежей товарных и пассажирских вагонов российских железных дорог, отпечатанные в типографиях Санкт-Петербурга, Риги и Сормова в конце 19 - начале 20 веков, макеты образцов грузового подвижного состава предвоенных годов выпуска. Сегмент механического рольганга, кокиль и опоки для отливки чугунного безбандажного колеса Гриффина, фрикционный аппарат автосцепного устройства образца 1933 года, фотографии производственных процессов и оборудования цехов дают представление об уровне технологий и техники в первые годы работы УВЗ.

Модель первого в мире полуавтомата сварки наклонным электродом конструкции А.А. Силина, документы и фотографии рассказывают о крупнейшем изобретении, сделанном на заводе в предвоенный период.
Ученик академика В.П. Вологдина – учёного в области аппаратуры высокочастотных токов, Андрей Анатольевич работал на Уралвагонзаводе до 1944 года, затем получил инвалидность и был уволен в крайней степени дистрофии. Дальнейшая судьба талантливого инженера неизвестна, но созданный им в конце 30-х годов 20-го века метод «гравитационной» сварки до сих пор применяется в промышленности разных стран мира.

Тысячи спецпереселенцев строили завод, осваивали производство вагонов, многие из них впоследствии были удостоены орденов и медалей, зарекомендовали себя исключительно добросовестными, честными работниками. Об этом рассказывают многие документы и целые персональные комплексы.

В экспозиции представлен фанерный чемодан, заполненный грамотами, которыми стерженщица цеха мелкого стального литья Т.А. Лысенко была награждена за свой труд на предприятии в течение 40 лет. А ведь она была раскулачена и выслана вместе с семьей из Краснодарского края в 1933 году. В экспозиции представлен уникальный документ, ярко характеризующий социально-правовое положение спецпереселенцев. Это справка, выданная Н.Л. Слинько в 1935 году горисполкомом Нижнего Тагила. За ударный труд и активное участие в общественной жизни Дзержинского района ей были возвращены гражданские и избирательные права, но из примечания следовало, что «возвращение гражданских прав не дает права выезда с территории ссылки». То есть спецпереселенцы были закреплены, как крепостные, за Уралвагонстроем, а затем Уралвагонзаводом.

Особое место занимает раздел «Уралвагонзавод в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Экспозиция посвящена созданию на базе УВЗ и двенадцати эвакуированных предприятий, а также научных институтов страны крупнейшего танкового завода мира, выпустившего боевых машин больше, чем вся Германия, внедрению и развитию уникальных технологий, социальной организации производства. Война дала мощный импульс развитию научно-технического прогресса.

С мая 1942 года с конвейера Уральского танкового завода ежесуточно уходило на фронт 25-30 танков Т-34. Всего за годы войны заводом №183 было выпущено 25 тысяч «тридцатьчетверок», а с учетом выпуска бронетанковой техники в Харькове до войны – 35 тысяч машин. Каждый третий танк, участвовавший в боях, был произведен в цехах УТЗ. Завод выпустил также около 4 тысяч бронекорпусов для самолетов ИЛ-2, множество деталей и поковок для предприятий авиапрома, более 50 тысяч артиллерийских передков, сотни тысяч корпусов авиабомб, снарядов М-13 и направляющих для подвижных реактивных ракетных комплексов - знаменитых «катюш». Образцы продукции спецпроизводства УТЗ представлены в экспозиции.

Отмечая особый вклад коллектива предприятия в обеспечение фронта первоклассной боевой техникой, газета «Правда» 27 мая 1945 года писала: «Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но выполнил для Родины все, что мог». Завод был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.

В экспозиции представлены: образец автомата сварки танковой брони под слоем флюса; действующий макет конвейера сборки танков; редчайшая коллекция наград директора УТЗ генерал-майор-инженера Ю.Е. Максарева, среди которых 7 орденов Ленина, полководческие ордена Суворова 1-й степени и Кутузова 2-ой степени; знаменитая картина И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу», написанная в 1946 году и ставшая символом трудового тыла; лучшие работы известного тагильского графика В.Г. Могилевича «Мать солдата» и портрет Ю.Е. Максарева. Заводскими реликвиями стали знамена Государственного Комитета Обороны, Наркомата танковой промышленности СССР, ЦК ВЛКСМ – награды самому передовому предприятию отрасли в годы войны по уровню технологий, организации труда, объемам выпускаемой продукции. На УТЗ работал один из крупнейших фотомастеров страны Петр Оцуп, оставивший потомкам коллекцию снимков первого в мире танкового конвейера.
В тематическом комплексе «Уралвагонзаводцы – участники Великой Отечественной войны» представлены фотографии, письма с фронта, похоронки, солдатские медальоны, снаряды, обмундирование и предметы солдатского быта.

Раздел «Уралвагонзавод в 1946 – 1955 гг».

С окончанием войны ЦК ВКП(б) и правительством СССР перед Уралвагонзаводом были поставлены сложные задачи восстановления грузового вагоностроения при сохранении объемов выпуска бронетанковой техники. Предприятие до 1956 года продолжало оставаться на военном положении. В экспозиции показано, как шла модернизация морально и физически изношенного оборудования, в основном, зарубежного производства, в эпоху «холодной войны» и экономического вакуума, как разрешались проблемы металлургических цехов, вынужденных работать с двойной нагрузкой, обеспечивая металлом, отливками и поковками два исключительно металлоемких производства – танков и вагонов. Посетители увидят уникальные проекты, натурные образцы оборудования и макеты вагонной продукции 1950-х - 60-х гг. Особое место занимает персональный комплекс директора завода И.В. Окунева, сыгравшего исключительную роль в истории Уралвагонзавода.

Раздел «Уралвагонзавод в период 1956 – 1970 гг».

Центральный экспозиционный комплекс раздела посвящен криогенному производству. Создание в 1954 году и дальнейшая успешная деятельность криогенного производства продемонстрировали мощный интеллектуальный потенциал УВЗ, высочайший квалификационный уровень рабочих. Начиная с первого искусственного спутника Земли и запуска в космос Юрия Гагарина, Уралвагонзавод участвовал во всех стартах космических ракет в СССР. В экспозиции представлены: диплом лауреата Ленинской премии главного конструктора Уральского конструкторского бюро машиностроения М.Н.Веремьева, именные памятные медали Федерации Космонавтики в честь уникальных стартов, образец сплава АМЦС с первым в мире сварочным швом, пульт управления заправкой космического корабля многоразового использования «Буран», привезенный с космодрома «Байконур», и многие другие экспонаты.

Большой вклад в создание экспозиции «Криогенное производство» внес заместитель главного конструктора в 1953 – 1986 гг. А.П. Сац.

В залах музея представлены документы, фотографии, рабочий инструмент, награды наиболее талантливых мас-теров различных специальностей, создающих своими умелыми руками сложнейшие наукоемкие образцы техники.

Раздел «Уралвагонзавод в эпоху реконструкции». В 1970-е – 1980-е годы на Уралвагонзаводе была проведена коренная реконструкция вагоносборочного и механосборочного производств с привлечением крупнейших научных центров страны, внедрены высокие наукоемкие технологии. Были разработаны и поставлены в производство новые образцы продукции, отвечающие лучшим мировым аналогам. Посетители музея увидят наградные документы Президиума Верховного Совета СССР, ЦК КПСС, различных отечественных и зарубежных организаций, которыми был отмечен Уралвагонзавод за создание и выпуск высококачественной продукции, выдающиеся изобретения заводчан. Такие, например, как уникальный отбойный пневматический молоток с виброгасящим устройством С. А. Панфилова, образцы прочнейшей брони сечением 2 мм, которую не пробивают пули ни одного вида стрелкового оружия, внедренное на предприятии оборудование для неразрушающих физических методов исследования металлов и многое другое.

Раздел «Культурологическое значение Уралвагонзавода».

Предприятие являет собой яркий пример типичной уральской схемы городов-заводов, сохранившейся еще с 18-го века. Уралвагонзавод дал жизнь Дзержинскому району, где все построено на его средства: жилые кварталы, дворцы, школы, магазины. В экспозиции показаны фотографии памятников архитектуры, истории, первые карты и планы Вагонки, воссоздана хроника создания первых улиц.

Население района сформировалось, в основном, в результате двух мощных миграционных волн 30-х и первой половины 40-х годов 20-го столетия. Строительство завода и поселка началось летом 1931 года в тайге в 9 км от Нижнего Тагила. Уже в декабре 1935 года в «соцгороде» вагоностроителей проживало 30 тысяч человек. Почти половину составляли семьи спецпереселенцев - крестьян, раскулаченных и высланных из юго-западных регионов Советского Союза. По оргнабору и партийно-комсомольским мобилизациям приезжали жители Поволжья, специалисты других машиностроительных заводов, выпускники лучших вузов страны, иностранные специалисты.

Наибольший интерес у посетителей вызывают предметы быта первостроителей: расписные туеса и бураки, коллекция керамической посуды, самовары, выходная и рабочая одежда и обувь, изделия прикладного искусства, мебель, ткацкий станок и прялка, учебники школ ликвидации неграмотности, где обучалось 70% рабочих будущего завода.

В экспозиции, посвященной развитию творчества заводчан, представлены фотографии, запечатлевшие выступления лучших коллективов на всесоюзных конкурсах, костюмы, в которых участницы самодеятельного театра классического балета танцевали на подмостках Большого и Кремлевского театров.

Созданный в мае 1955 года кружок классического балета за небольшой отрезок времени вырос в многочисленный коллектив энтузиастов, которому в 1961 году за мастерство исполнения, сложный и интересный репертуар было присвоено звание народного театра балета. В 1963 году коллектив стал лауреатом Всесоюзного фестиваля и в апреле 1964 года выступил на сцене Кремлёвского театра в Москве с одноактными балетами «Штраусиана», «Болеро», «Барышня и хулиган» и трехактным балетом «Эсмеральда», где в главных ролях блистала талантливая самодеятельная балерина, работница Уралвагонзавода Луиза Полякова.

Уникальный экспонат - гитара с росписями комсомольцев Нижнего Тагила, уехавших строить БАМ - был привезен руководителем агиттеатра «Факел», заслуженным деятелем культуры, инженером-конструктором УВЗ Е.Е. Нисенбаумом.

Целый раздел посвящен истории развития спорта. Предприятие содержит мощную спортивную базу: стадион, дворцы ледового и водного спорта, легкоатлетический манеж. За годы своего существования СК «Спутник» подготовил десятки чемпионов и призеров Олимпийских Игр, чемпионатов мира, Европы, СССР, России. Дипломы, кубки, золотые, серебряные и бронзовые медали спортсменов свидетельствуют о выдающихся успехах его воспитанников.

Ряд экспонатов представляет многообразие деятельности партийной, комсомольской, профсоюзной организации и активисток женского движения на предприятии.

Музей гордится своим собранием живописи. История его основания уникальна и удивительна. В 1944 году представителем Уральского танкового завода А.А. Чудновским была привезена из Москвы коллекция полотен для картинной галереи города Нижнего Тагила. Часть работ передали для оформления Центрального клуба УВЗ. В конце 50-х завод купил работы лучших русских советских художников, которые украсили интерьеры Дворца культуры им. И.В. Окунева. В начале 90-х картины были переданы в музей истории Уралвагонзавода и, отреставрированные художником А.А. Наседкиной, заняли достойное место в выставочном зале. Полотна академиков Российской академии художеств: «отца» русского импрессионизма А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (конец XIX в.), народных художников СССР, лауреатов Государственных премий СССР В. Н. Башкеева «На окраине» (1948 г.), Н.Я. Белянина «Весна. Март» (1953 г. ), Я. Д. Ромаса «На плоту» (1947 г.), В. Н. Яковлева «С берегов Яхромы» (1944 г.) и другие являются национальным достоянием России. Сейчас в коллекции живописи музея - 60 произведений искусства. Она постоянно пополняется работами лучших тагильских художников.

В экспозиции представлен редчайший образец лаковой миниатюрной росписи одного из основателей Мстёрской миниатюры А.Ф. Котягина – шкатулка из папье-маше. Шкатулка была передана родными И.Г. Сорокина, партийного и общественного деятеля Уралвагонзавода первой половины 20 века.

Музей истории Уралвагонзавода является центральной частью музейного комплекса предприятия и в своих экспозициях раскрывает историю создания, научно-технического и социального развития крупнейшего машиностроительного комплекса России в 20-м столетии. 

В выставочном зале музея истории

Музей ведет активную выставочную деятельность с момента открытия специализированного зала в 1993 г. За 15 лет проведено более 50 самых разнообразных выставок, которые посетили 46 650 человек.

В его залах выставлялись произведения заслуженных художников России Леонтия Зудова, Владимира Истомина, известных тагильских графиков Виктора Могилевича, Леонида Воврженчика, живописцев Валерия Кузнецова, Игоря Грищенко, Натальи Утешиной, Юрия Платонова, Дианы и Сергея Брюхановых и др., скульпторов Олега Подольского, Виталия Стеканова, Леонида и Анжелики Южаковых, камнереза Виктора Васильева и многих других. Среди выставок самодеятельных мастеров особенно отличались разнообразием экспонатов и высоким художественным уровнем произведений выставки прикладного искусства, как профессионалов, так и самодеятельных мастеров, – «Творческая семья – родному городу», «Город мастеров».

В своем выставочном зале музей представлял лучшие творческие работы воспитанников детских художественных школ, студий, центров эстетического воспитания, колледжей Нижнего Тагила. В исторических выставках, посвященных 60-летию Дзержинского района, 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса, 50-летию криогенного машиностроения на Уралвагонзаводе, 55-летию Великой Победы и других, принимали участие государственные музеи Нижнего Тагила и Москвы.

В выставочном зале проходят встречи детей и юношества с известными учеными, инженерами и лучшими рабочими, ветеранами труда и войны, торжественные приемы заслуженных уралвагонзаводцев и старейших трудовых династий, уроки мужества и дни памяти, «круглые столы» и мастер-классы, лектории.

При музейном комплексе в 2002 году был создан информационный центр. За 16 лет его деятельности учеными и инженерами, юристами и врачами, экономистами и педагогами Уралвагонзавода было прочитано 2363 лекции в рабочих и учебных аудиториях предприятия. Сейчас в информационном центре на общественных началах работают 192 лектора, объединенных в 11 секций.
 

Библиотека

Музей истории располагает небольшой, но хорошо подобранной библиотекой, в которой насчитывается около двух тысяч книг.

Здесь собраны книги по истории Отечества, краеведению, музееведению, учебная и справочная литература. Издания по вагоностроению и танкостроению, криогенному машиностроению и космонавтике, металлургии и электросварке, выпущенные в разные годы 20-го столетия, знакомят с эволюцией научно-технических знаний, совершенствованием конструкций техники и технологий.

В отдельном разделе хранятся книги об Уралвагонзаводе, других предприятиях России  и зарубежных стран.

Многие книги являются библиографической редкостью, имеют автографы авторов: ученых, инженеров, писателей, космонавтов, военных. Среди раритетов – справочник «Вагоностроение», выпуска 1936 г., учебник «Основы вагоностроения» М.А. Короткевича, издания 1936 г., «Уральский вагоностроительный завод» Д.Н. Лоренцо 1957 г., «Советская космонавтика» - подарочное издание, насчитывавшее всего несколько сот книг с автографами космонавтов Л. Попова и В. Рюмина, «Ракетоносная авиация» А.Н. Пономарева с автографом первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

В 2007 году из профсоюзной библиотеки Уралвагонзавода были переданы более 150 редчайших книг, составлявших основу её книжного фонда в 1930-е – 1940-е годы. Это роскошные издания конца 19-начала 20-го века. Среди них «Воскресенье» Л.Н. Толстого 1899 г., «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели 1938 года, собрание сочинений Ф.М. Достоевского 1885 года, юбилейное пятитомное издание в честь 50-летия отмены крепостного права в России под общим названием «Великая реформа», собрания сочинений Байрона, Шекспира, Мольера, Шиллера, Пушкина из серии «Библиотека великих писателей» 1902-1904 годов, серия научно-популярных трудов крупнейших ученых мира под общим названием «Вселенная и человечество» с гравюрами и рисунками лучших русских и западноевропейских художников.

Книги, как люди, имеют свою судьбу. Все они, прожив долгую жизнь в научно-технических библиотеках, конструкторских и технологических бюро, учебных заведениях и рабочих клубах, личных собраниях ученых и инженеров, писателей и журналистов, рабочих и служащих предприятия, зачастую через многие десятилетия после своего появления на свет нашли вечный приют в собраниях музея.